Модули программ подготовки и повышения квалификации бизнес-тренеров:

 

Модуль
«Интерактивные технологии обучения и навыки тренера:
основной курс»

Цель тренинга:
Предоставить участникам развернутые базовые представления и навыки для эффективного проведения тренингов и интерактивных образовательных программ.

По окончании тренинга участники:

  • получат развернутые представления о специфике и основных принципах обучения взрослых, отличительных особенностях и принципах интерактивного подхода в обучении;
  • получат развернутые представления об основных схемах интерактивного обучения;
  • получат развернутые представления о схеме и принципах коммуникации, каналах распространения информации, факторах, влияющих на ее искажение и принципах эффективной коммуникации;
  • усилят навыки вербальной и невербальной коммуникации;
  • усилят навыки слушания;
  • усилят навыки презентации;
  • получат представление о технологии использования технических средств при  проведении интерактивных семинаров и тренингов;
  • получат развернутые представления о классификации индивидуальных стилях обучения участников тренингов и способах использования этих знаний в практике проведения интерактивных семинаров и тренингов;
  • получат развернутые представления о различных типах интерактивных методов и техник обучения взрослых и навыки использования этих методов в практике тренерской деятельности;
  • получат представления о техниках и методах обратной связи и анализа потребностей участников до, в течение и после тренинга.

Основные содержательные блоки семинара:

  • Отличия взрослой аудитории, принципы обучения взрослых
  • Мотивации участников к активному участию в тренинге
  • Традиционный и интерактивный подход к обучению, принципы интерактивного обучения
  • Основные схемы интерактивного обучения
  • Основы групповой динамики
  • Коммуникация на тренинге: 
  • каналы восприятия информации и их использование
  • барьеры коммуникации
  • модель коммуникации
  • процесс коммуникации и коммуникативные роли
  • навыки эффективной вербальной коммуникации
  • использование невербальной коммуникации на тренинге
  • навыки слушания
  • Стили обучения. Учет индивидуальных особенностей участников бизнес-тренинга.
  • Интерактивные методы: классификация и характеристика, тренинг использования методов:
  • Когнитивные методы
  • Экспериментальные методы
  • Ролевые игры
  • Обучение через практику
  • Фасилитация
  • Методы и техники группового принятия решений
  • Организация пространства в соответствии с различными интерактивными методами
  • Методы и техники обратной связи с участниками, изучения потребностей участников
  • Навыки презентации (включая использование технических средств в проведении презентаций)

Наверх

 

Модуль
«Проектирование и оценка тренингов и интерактивных образовательных программ»

В итоге тренинг-модуля участники получат развернутые представления о проектирования тренингов и овладеют схемами проектирования, получат технологии оценки тренинговых программ. По итогам тренинга участники будут способны самостоятельно проектировать бизнес-тренинги и выстраивать системы их оценки (как внутренние, так и внешние).

Тренинг проводится на материале самих участников, что позволяет им не просто получить навыки проектирования и оценки бизнес-тренингов, но и тут же применить их, проанализировав и усовершенствовав дизайны своих тренингов и/или образовательных программ.

Основные содержательные блоки:

  1. Типовые сложности и ошибки проектирования
  2. Составные части бизнес-тренинга
  3. Этапы проектирования тренинга, схемы проектирования на каждом этапе, техники проектирования:
  • анализ ожиданий, ситуации заказчика и участников бизнес-тренинга;
  • постановка целей и задач бизнес-тренинга;
  • разработка основной логики (содержательные блоки и их взаимосвязь) бизнес-тренинга;
  • детальное проектирование бизнес-тренинга;
  • организационное обеспечение бизнес-тренинга.
  1. Основания и критерии оценки тренинга и деятельности тренера.
  2. Методы и инструменты оценки в ходе, при завершении и после тренинга.

Наверх

 

Модуль
«Бизнес-тренинг как инструмент организационного развития»

Цель тренинг-модуля – передать пакет технологий,  необходимых для проектирования, продвижения и реализации бизнес-тренинга как инструмента развития организации.

По окончании тренинга участники:

  • усилят навыки работы с заказчиком, получат технологии включения бизнес-тренинга как инстумента в процесс организационного развития компании-заказчика
  • получат технологии мотивации участников бизнес-тренинга на развитие собственной профессиональной детельности и мотивации к изменениям
  • смогут самостоятельно проектировать бизнес-тренинги как инструмент организационного развития

Основные содержательные блоки:

  1. Бизнес-тренинг как инструмент развития организации:
    • Основы организационного развития и управления изменениями
    • Роль бизнес-тренинга в организационном развитии
    • Модель системы "практическая деятельность - рефлексия деятельности", модель "функционирование - развитие деятельности"
    • Типология задач, решаемых бизнес-тренингом. Критерии эффективно поставленных задач бизнес-тренинга
    • Акмеологический подход в проведении бизнес-тренинга. Понятие развития. Отличие в принципах развития и саморазвития. Принцип и технология организации саморазвития участников бизнес-тренинга.
  2. Понятие эффективности бизнес-тренинга как результативности в решении задач развития бизнеса.
  3. Техники мотивации участников на развитие собственной проффессиональной деятельности, мотивация на изменения
  4. Разработка тренингов как инструмента решения бизнес-задач:
  • виды процессов развития в интерактивных тренингах, типы тренингов, уровни организации рефлексивного осмысления в бизнес-тренинге.
  • основные этапы проектирования бизнес-тренинга. Задачи и содержание каждого из этапов.
  • этап подготовки: техники определения целей заказчика, анализа ожиданий участников, анализа ситуации участников, постановки целей и задач бизнес-тренинга. Оценка потребностей заказчика. Техники проведения переговоров с заказчиком по постановке задач бизнес-тренинга. Социологические и психологические методы изучения потребностей участников.
  • этап определения общей логики и содержания бизнес-тренинга.
  • этап детального проектирования. Модель микро-дизайна тренинга. Техники разработки отдельного модуля, блока тренинга.
  • конструирование игр и упражнений под задачи бизнес-тренинга. Технологии разработки ролевых игр, игр на обучение через практику, симуляций.
  • завершающие этапы проектирования и подготовки интерактивного тренинга.

Наверх

 

Модуль
«Продвижение тренинговых услуг»

В итоге прохождения тренинг-модуля участники получат развернутые представления о стратегии и тактике продвижения тренинговых услуг и усилят индивидуальные навыки в области маркетинга и переговоров.

Основные содержательные блоки:

  1. Маркетинг бизнес-тренингов:
    • подходы в продвижении бизнес-тренинга. Концепция «выращивания» спроса у потенциального заказчика
    • маркетинг тренинг-услуг. Анализ значимого окружения. Анализ целевых групп. Методы маркетинговых прикладных исследований
    • типология тренинговых продуктов. Разработка тренинговых продуктов.
    • методы продвижения услуг. Анализ применимости различных методов продвижения услуг. Разработка стратегии продвижения тренинг-услуг.
  2. Техники продвижения бизнес-тренингов
  • техники продвижения в интернет-сообществах
  • техники телефонных переговоров в продвижении бизнес-тренинга.
  • технологии и техники проведения переговоров с потенциальным заказчиком (первичные, вторичные переговоры).
  • техники презентации бизнес-тренинга.
  • имидж тренера. Основные составляющие имиджа бизнес-тренера. Управление имиджем.

Наверх

 

Модуль
«Ролевые игры: проектирование и проведение»

Ролевые игры – один из наиболее распространенных методов интерактивного обучения. Тренинг предлагает детальный разбор технологий проектирования, проведения ролевых игр и организации обсуждения ролевых игр.

По итогам тренинга участники смогут:

  • выбрать тип ролевой игры в зависимости от поставленных задач и ситуации аудитории;
  • детально спроектировать и провести ролевую игру;
  • организовать эффективное обсуждение проведенной ролевой игры.

Основные содержательные блоки тренинга:

  • Ролевые игры как метод интерактивного обучения
    • типология ролевых игр
    • задачи, решаемые ролевыми играми,
    • роли ролевой игр в тренинговом процессе
    • преимущества и недостатки ролевой игры как метода обучения
    • выбор типа ролевой игры в зависимости от поставленной задачи и ситуации группы
  • Схема организации и проведения ролевой игры: основные этапы и действия на каждом этапе:
    • Проектирование
      • постановка задач, определение внешних ограничений
      • определение содержания игры
      • выбор типа и структуры ролевой  игры
      • написание сценария
    • Проведение ролевой игры
      • собственно проведение ролевой игры
      • организация обсуждения (дебрифинга)
        • цели дебрифинга
        • логика дебрифинга (основные этапы организации обсуждения) 

Наверх

 

Модуль
«Искусство и технологии фасилитации»

В итоге прохождения тренинг-модуля участники:

  • получат развернутые представления о ключевых факторах и составляющих эффективной фасилитации
  • получат технологии управления содержанием обсуждения, техники вовлечения участников, техниик организации эффективного процесса груповой работы, техники принятия решений в группе
  • получат технологии проектирования процесса фасилитации
  • усилят индивидуальные навыки управления диалогом, управления эмоциальным настроем группы, навыки обобщения и схематизации

Основные содержательные блоки:

  1. Трехсферная модель процесса фасилитации
  2. Обзор и практикум техник фасилитации:
  • техники вовлечения участников
  • техники управления содержанием
  • техники организации эффективного рабочего процесса
  • техники принятия решений  группе
  1. Проектирование процесса фасилитации:
  • что проектируется в фасилитации
  • этапы проектирования, задачи и действия фасилитатора на каждом этапе:
    • работа с заказчиком, согласование целей и задач
    • сбор информации (какая информация необходима и как ее получить)
    • анализ ситуации и ситуационный анализ с точки зрения поставленных задач
    • разработка сценариев процесса фасилитации
  • разработка программы, требований к организационным условиям и т.д.
  1. Навыки фасилитатора:
  • техники обобщения и схематизации
  • навыки управления диалогом
  • техники управления эмоциями
  1. Управление проблемными ситуациями:
  • типология проблемных ситуаций
  • основные причины возникновения проблемных ситуаций и способы управления ими

Наверх

Модуль
«Управление коммуникацией, обсуждением и дискуссией»

В интерактивном тренинге и фасилитации минимум 50%  времени занимает групповое обсуждение, поэтому навыки управления дискуссией одни из самых важных для тренера и фасилитатора.

Содержание тренинга включает обзор техник управления коммуникацией, групповым обсуждением, диалогом и их отработку в серии ролевых и экспериментальных игр.

Тренинг призван дать ответы на вопросы:

  • как избежать «топтания на месте» и создать динамичное обсуждение?
  • как конструктивно пресечь затянувшихся спор?
  • как организовать обсуждение в ситуации, когда предмет обсуждения размыт и неопределен?
  • как проводить обсуждение в ситуации, когда стороны конфликтуют друг с другом?
  • как конструктивно и результативно преодолеть ситуацию столкновения мнений, когда каждый стоит на своем?
  • как сохранить время в обсуждении?
  • как избежать «ухода в сторону», удерживать обсуждаемый вопрос?
  • как оставаться позитивным и конструктивным в ситуации любой степени эмоциональности и конфликтности?

Основные содержательные блоки:

  • Модель коммуникации в группе.
  • Технологическая цепочка управления коммуникацией. Организация диалога в коммуникации.
  • Техники организация конструктивного обсуждения различающихся точек зрения участников
  • Техники управления дискуссией с помощью вопросов.
  • Навыки ведения рефлексивного обсуждения упражнений.
  • Техника парафраза
  • Навыки обобщения, структурирования, схематизации.

Наверх

Модуль
«Управление мотивацией участников тренингов»

Эффективность тренинга и любой обучающей программы в значительной степени зависит от того, насколько участники такой программы мотивированы на обучение, на саморазвитие, на развитие и изменение собственной деятельности. Владение механизмами мотивации участников на изменение собственной деятельности и саморазвитие одно из ключевых отличий мастера от начинающего специалиста в области тренинговых технологий.

Цель тренинга – дать участникам инструменты формирования мотивации участников тренинговых программ на обучение и развитие своей деятельности.

По итогам тренинга участники:

  • получат развернутые представления о механизмах формирования мотивации на обучение и саморазвитие у участников тренинга
  • получат набор инструментов, с помощью которых тренер формирует мотивацию участников на тренинге

Основные содержательные блоки

  • Схема мотивации человека на обучение, саморазвитие, развитие собственной профессиональной деятельности
  • Основные «точки влияния» на мотивацию участников, используемые тренером
  • Обзор и отработка техник и тренинговых технологий, направленных на мотивацию участников:
    • действия на этапе работы с заказчиком
    • изучение аудитории до тренинга (какая информация полезна и способы ее получения)
    • техники мотивации и включения участников в установочном блоке тренинга
    • техники мотивации участников в процессе тренинга (в рамках основных блоков тренинга)
    • техники мотивации участников на развитие собственной деятельности в завершении тренинга
    • методы посттренингового сопровождения, работа с заказчиком по завершению тренинга для закрепления практического эффекта тренинга и изменений в деятельности участников

Наверх

Модуль
«Техники организации рефлексии в бизнес-тренинге»

Организация рефлексии является одним из ключевых когнитивных инструментов анализа и изменения человеком своей деятельности.

В итоге прохождения тренинг-модуля участники:

  • получат развернутые пдставления и типологии организации рефлексии в бизнес-тренинге
  • получат технологии организации рефлексии участников в рамках бизнес-тренинга
  • усилят индивидуальные навыки рефлексии

Основные содержательные блоки

  1. Понятие рефлексии в философии и психологии. Уровни рефлексии.
  2. Рефлексия в бизнес-трениге. Уровни проработки навыков и представлений участников и содержание бизнес-тренинга. 4 типа бизнес-тренингов в зависимости от уровня и способа организации процесса рефлексии.
  3. Методологическая  схема рефлексии. Техники организации рефлексии участников на бизнес-тренинге.

Наверх

Модуль
«Техники разработки и проведения презентаций и минилекций»

Презентации и мини-лекции являются одними из ключевых инструментов донесения информации в рамках бизнес-тенинга. Тренинг-модуль направлен на формирование у участников развернутых представлений о принципах, структуре эффективной презентации, трансляцию технологий разработки презентаций и развитие индивидуальных навыков, необходимых для проведения результативной презентации.

В итоге тренинг-модуля участники

  • получат развернутые представления о структуре и логике построения презентаций;
  • получат техники пошагового планирования презентации таким образом, чтобы она максимально отвечала ситуации аудитории и решала поставленные задачи;
  • повысят личные навыки коммуникации – умение четко донести информацию, эффективно использовать невербальную коммуникацию, умение построить обратную связь с аудиторией;
  • усилят навыки работы с аудиторией

Основные содержательные блоки:
1. Презентация и минилекция как инструмент бизнес-тренинга. Принципы эффективной презентация. Типология презентаций. Структура презентации
2. Основные этапы разработки презентации

  • техники постановки целей и задач
  • техники анализа целевой аудитории.
  • разработка основных тезисов, содержания и структуры презентации.
  • разработка "открытия", логических переходов, завершения презентации
  • планирование вероятных вопросов и ответов на них

3. Специфика подготовки мультимедийной презентации. Приемы визуальной выразительности.
4. Работа с аудиторией

  • навыки работы с вопросами
  • основы рефлексивного управления аудиторией
  • основы управления эмоциями аудитории

5. Навыки и техники презентации:

  • использование невербальной коммуникации в минилекциях и презентациях
  • техники структурирования информации
  • приемы привлечения внимания к выбранной теме
  • приемы выразительности устной речи
  • порядок изложения информации по степени значимости (техника перевернутой пирамиды)
  • техника создания адресных сообщений и их использование при составлении текста выступления.
  • техника использования мыслительных карт при разработке выступления
  • использование метасообщений в ходе выступления.
  • особенности работы с большой аудиторией
  • контроль эмоциональных состояний

Наверх

Модуль
«Управление проблемными ситуациями в бизнес-тренинге»

В итоге прохождения тренинг-модуля участники:

  • получат развернутые представления о причинах возникновения проблемных ситуациях, типологии проблемных ситуаций и техник их преодоления
  • усилят индивидуальыне навыки управления проблемными ситуациями
  • смогут использовать проблемные ситуации как возможности повышения эффективности бизнес-тренинга

Основные содержательные блоки:

  1. Типология «проблемных ситуаций». Причины возникновения «проблемных ситуаций»: «проблемные ситуации» как сигнал о неэффективности бизнес-тренинга. Общая схема управления «проблемными ситуациями» на бизнес-тренинге.
  2. Общая схема управления «проблемными ситуациями» на бизнес-тренинге.
  3. Способы и техники управления «проблемными ситуациями». Техники управления группой в кризисе.
  4. Психологические методы и техники влияния на участников в ходе тренинга.
  5. Модель «нарастающего влияния».

Наверх

Модуль
«Россыпь игр»

Данный модуль организован в виде практикума, в ходе которого участники смогут специально отобранными ознакомиться с 10 играми, разработанными или модернизированными тренерами Consulting Systems. В рамках практикума у участников появится возможность пройти эти игры  в качестве участников, а затем методически обсудить возможности и способы их использования и анализа. Каждая из отобранных игр является одной из лучших, известных нам. Игры сгруппированы по тематикам: корпоративная культура, эффективные команды, переговоры, менеджмент и управление человеческими ресурсами, разрешение конфликтов, лидерство и принятие решений.

В итоге практикума участники:

  • получат развернутые представления о 10 играх и их проведении;
  • получат развернутые представления о том, как проводить анализ данных игр